Епископ Ставропольский и Невиномысский Кирилл, глава Ставропольской митрополии, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Служба безопасности нашей епархии состоит из казаков. В Ставрополье это никого не удивляет. Специальные меры безопасности продиктованы неспокойной ситуацией в соседних кавказских республиках. И вообще на Кавказе силу любят и уважают исторически. И было бы странно не окружить себя казаками, которые исконно эти земли населяли.
Но казаки охраняют наши храмы не потому, что мы стараемся продемонстрировать силу. Есть намного более важный момент: для меня это — пропаганда традиции. Именно так я это расцениваю. Когда рядом с владыкой в храме стоят не сотрудники ЧОПа в черных пиджаках, а статные казаки, одетые по всей своей военной форме, — это отдельная красота. Не только внешняя, но и внутренняя — красота традиционных ценностей.
Ведь исторически для казаков слово «служение» никогда не было пустым звуком. Так же как не пустой звук для них и православная вера. Поэтому они сами желают охранять Церковь. Для них это органично. И почему бы церковь не защищать ее же прихожанам?
При этом я вижу, что наши казаки — не агрессивные. Просто казак в военной форме, само собой, ассоциируется с силой. И это заставляет многих вокруг «подтянуться».
Служба у казаков в генах. До революции это было, собственно, участие в боевых действиях. Сейчас процент профессиональных военных среди казаков не так высок. Но у казачьих обществ заключены договоры со всеми министерствами и ведомствами — и казаки вместе с полицией патрулируют улицы, участвуют в операциях Службы по контролю за оборотом наркотиков, охраняют природные комплексы совместно с экологическими службами. В ближайшее время казачьим обществам будет разрешено создавать собственные ЧОПы, и, вероятно, казаки будут охранять объекты топливно-энергетического комплекса.
Ставропольская митрополия инициировала программу переселения казаков из соседних среднеазиатских республик — в частности, Киргизии. Атаманы казачьих обществ сами со мной связались и спросили, возможно ли это. Мы тут же пригласили их к себе — проехать по станицам и подыскать место. Мне это показалось чрезвычайно важным делом. Ведь сегодня русское население из Ставрополя уезжает. А мы можем, наоборот, помочь казакам переехать к нам. И это будет добрый знак. Почему мы уезжаем со своей малой родины? Чего мы боимся? Надо просто иметь силу и уметь себя воспитывать — тогда все у нас будет хорошо.
А для чего еще нужно казачество, как не для воспитания патриотизма? Мы живем в мире, где все расшатано и разболтано, мужчины похожи на женщин, женщины на мужчин… И на этом фоне все, что может представляет собой ясную и крепкую систему ценностей — в том числе казачество, — сегодня крайне важно. Незаменимо. Если казаки, несмотря все свои гражданские работы и хлопоты, надевают черкески и папахи и демонстрируют свою привязанность к корням —значит, все это живет у них внутри. Это нужно просто больше раскрыть и дать прорасти. И если казаки сегодня начнут воспитывать детей, как раньше, и если деток будет много и они с детства будут расти в храме — я буду счастлив.
У меня есть мечта — увидеть на Ставрополье настоящее традиционное казачье поселение: с большими засеянными полями, с загоном для лошадей, с казачьими домами… Никакая область не может развиваться только экономикой — нужна идея, вокруг которой люди бы объединялись. И я очень надеюсь, что такой идеей для Ставрополья станет возрождение казачества.
|