Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда – правильно трактуют неписанные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен.
С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны они – философы и поэты в душе – часто размышляли о суете сущего и о неизбежном исходе из этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.
Шашка, в силу своей небольшой искривленности, может наносить как рубяще-режущие удары, так и уколы. В шашке выделяют: А) рукоять для держания и управления, Б) клинок для нанесения удара или укола или осуществления отбива, в) обух, г) лезвие, д) острие, з) боевой конец, и) центр удара и к) средняя часть, по полосе клинка располагаются долы. Рукоять, в свою очередь, имеет: а) спинку – поверхность со стороны обуха, на которую накладывается большой палец при держании, б) брюшко – противоположную спинке и со стороны лезвия, для обхватывания остальными пальцами, в) дужку для защиты от поражения пальцев и г) гайку для прикрепления дужки. В казачьих шашках нет дужки, а гайку заменяет раздвоенная сверху головка, служившая, в старину, местом упора винтовки при стрельбе. Увеличением тяжести головки центр тяжести всего оружия можно перемещать ближе к руке, чем облегчается владением клинком.
Всем известно также, какое большое значение имела женщина в казачьей семье как мать и хозяйка, как она умела посвятить себя семейной жизни и воспитать в подрастающем поколении любовь к родной земле, чувство национальной гордости, и кровной близости к единоплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением к человеческой личности и к старшим. Свободная, в среде не знавшей рабства, крепостных господ, закрытых теремов ила гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала, свои силы, а часто и кровь для ее благосостояния и благополучия. Девушка была свободна в личной жизни. Родителя не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия.
Работа нагайкой часто была оперативнее работы оружием; с другой стороны нагайка в работе напоминала работу
шашкой или летучим кистенем. Обезоруживание противника осуществлялось с использованием ударов по конечностям и лицу, а отсюда и повышенное требование к силе, ловкости и точности удара.
Вес нагайки предполагает свободную стойку, чем-то напоминающую фехтовальную стойку с шашкой или ножом. Тело расслаблено, грудь развернута, чуть подан вперед таз, одна нога (правая) выставлена вперед, в положение устойчивого шага. Рука с нагайкой подана вперед, кнутовище свободно свисает вниз. Также руку с нагайкой можно убрать за впереди стоящую ногу, чтобы ее не было видно противнику.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
При всей кажущейся разгульности и вольности казаки отличались искренней, далеко от лицемерия верой, что давало им ту силу духа и крепости, которая поражала и продолжает поражать своей необычностью до сих пор. Об этом свидетельствуют многочисленные события прошлых и далеко не прошлых лет.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, грех этот называется кощунством.
Казаки – народ самобытный. Селились в степях, жили общиной. Пришлых принимали, но требовали неукоснительно соблюдать местные обычаи, жить по заведенным в селе правилам. Значительное место в них отведено воспитанию детей.
О казачьем быте и обычаях писали известные русские и украинские литераторы. В народе и до сих пор помнят старинные казачьи песни, а свадебные обряды выполняются неукоснительно, с благословением. Встречают хлебом-солью, за ворота кожух козлиный бросают, и невесту жених выкупает по всем правилам, со свахой, подругами, прибаутками и подарками.
Опыт Ставрополья по привлечению казачества к охране общественного порядка заинтересовал членов Совета федерации.
Этот вопрос стал предметом рассмотрения на заседании комитета верхней палаты Федерального собрания по обороне и безопасности.
Его выездное заседание состоялось в четверг в Ессентуках. Речь шла о состоянии и проблемах нормативно-правового регулирования деятельности российского казачества по обеспечению правопорядка.