О церковном этикете
«В Церкви всё благообразно и по чину да бывает…» (1 Кор. 14:40)
В каждой человеческой общине или, как говорят социологи, «социальной группе» возникают свои особые правила поведения и этикета. Эти правила могут быть различными в различных группах, но это вовсе не означает, что чей-то этикет лучше, а чей-то хуже. Просто в России, например, принято при встрече желать друг другу здоровья («Здравствуйте!»), а в Соединённых Штатах спрашивать: «Как вы?» («How are you?»).
Православная Церковь есть Таинственное Тело Христово, но в то же время она – группа людей соединённых не только духовно, но и социально. Поэтому в Православной Церкви выработались свои особые правила этикета. К сожалению, многие из нас выросли в советской или пост-советской нецерковной среде и пришли в Церковь в том возрасте, когда мамы, папы, бабушки и дедушки уже не подсказывают нам, как малышам, как нужно себя правильно вести. Поэтому мы должны сами присмотреться к обычаям и традициям в Церкви и в нашем приходе.
«Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя…» (Исаия 61:10)
Часто приходится слышать некоторое непонимание причин, по которым в Церкви существуют определённые требования к одежде. «Какая разница Богу во что я одет?». Богу, конечно разницы никакой нет, потому что Он смотрит в наши сердца, а не на одежду. Однако для нас есть существенная разница во что и как мы одеты. Собираясь на бал, например, женщина одевает вечернее платье, и было бы странно, если бы она отправилась на официальный приём в пляжном костюме. А вот в курятник в парадном сюртуке не ходят. Поэтому неудивительно, что и в церковь в каком-то наряде идти можно, а в каком-то – нет.
В Русской Церкви принято, что мужчины носят брюки и рубашку (кофту, куртку, т.п.) с длинными рукавами. Неприлично быть в церкви в шортах, спортивных штанах или майке. Джинсы, особенно со стильными дырами, можно одеть на вечеринку, но не стоит в них идти в храм.
Женщины должны быть в юбке или платье и с покрытой головой. Наряд должен быть с длинными рукавами и без декольте. Вообще подчёркнутая сексуальность в храме неуместна; храм Божий – это место для молитвы, а не для привлечения на себя всеобщего внимания. Центром внимания в церкви должен быть Бог, а не наша персона.
Конечно, всё это вовсе не означает, что в храме неуместна красивая одежда. Наоборот, в храме всё должно быть красиво – и архитектура, и убранство, и облачения. И наш наряд тоже должен быть чистым, опрятным, красивым. Просто нужно развивать свой вкус и отличать красоту радующую от «красоты» вызывающей.
Нужно всячески избегать больших надписей на одежде, особенно если вы не знаете что они означают. Также совершенно неуместны различные изображения на одежде; мы идём в церковь для того, чтобы молиться и вдохновляться ликами святых угодников Божиих, а вовсе не для того, чтобы афишировать свой любимый мультфильм или рок-группу. Наконец, в храме не нужно рекламировать те компании, которые пошили вашу одежду. Если вам нравится быть ходячей ракламной доской для American Eagle, Hollister, или какой-либо другой компании, этим нужно заниматься вне храма.
Что делать, если погода очень жаркая? – Соблюдать правила церковного этикета. Посмотрите на священнослужителей: даже в самую жаркую погоду они одеты в подрясник (с длинными рукавами), подризник или стихарь (с длинными же рукавами), а на священника сверху ещё одевается фелонь. Представьте, что ссылаясь на жару, священнослужители начнут служить в майках, шортах и стихарях без рукавов. – Это было бы немыслимо. Поэтому и миряне не должны роптать на погоду, а смиренно соблюдать правила церковного этикета. Впрочем, в некоторых приходах короткие рукава вошли в норму, поэтому стоит искать совета у настоятеля.
«В воню благоухания духовного…»
Стоит ли опрыскиваться духами и одеколоном? Если это хорошие духи – да, но не в храме. Нужно помнить, что у некоторых людей есть аллергия на парфюмерию, и они могу испытывать удушающий приступ астмы из-за наших духов. Если уж вам очень нужно по какой-либо причине себя чем-то опрыскать, постарайтесь использовать только самый необходимый минимум парфюмерии.
От макияжа тоже стоит отказаться: пачкать икону или крест помадой – это неуважение по отношению не только к святыням, но и к людям, которые будут после вас подходить к иконам и кресту, а также к тем, кто потом будут вынуждены эту помаду вытирать.
«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…» (Пс. 5:7)
При входе в храм принято трижды осенять себя крестным знамением и произносить молитву. Слова молитвы можно найти во многих молитвословах, но можно и просто сказать: «Господи, помилуй мя, грешного». Конечно, никто не будет за вами следить, – сделали ли вы три крестных знамения перед входом в храм или нет. Но нужно понимать, что церковь – это не продуктовая лавка, куда забегают за хлебом или молоком, а дом Божий, перед входом в который нужно остановиться, помолиться, или просто задуматься о той святости, на пороге которой мы стоим.
Приходить в храм нужно к началу службы и оставаться до самого конца. Если же есть объективные обстоятельства, по которым мы вынуждены опоздать на службу или уйти пораньше, то заходить и выходить из храма нужно тихо, чтобы никого не отвлекать от молитвы суетой возле входной двери.
Здороваться с теми, кто уже находится в храме принято просто поклоном, без каких-либо слов и восклицаний. Вообще, любые разговоры, кроме самых необходимых, в храме неуместны; узнать последние новости из жизни знакомых и поделиться своими можно будет после окончания службы и вне храма.
«Станем добре, станем со страхом…»
По входе в храм не нужно оставаться в притворе (своеобразной церковной прихожей), а нужно пройти в главную часть (гостиную). Традиционно в притворе стоят любопытствующие туристы, а в древности там стояли отлучённые от Причастия грешники. Христиане должны стоять не в прихожей, а в главной части храма – там, где всем приходом совершается Божественная Литургия. Оставаясь в притворе, люди тем самым показывают, что они – не христиане, совместно совершающие службу Богу, а зрители, туристы. Кроме того, толпясь в притворе, люди просто мешают тем, кто после них заходит в храм.
Принято, чтобы в храме мужчины становились с правой стороны, а женщины – с левой. Говорят, что это связано с тем, что неприлично мужчине стоять во время службы позади женщин, особенно когда те совершают поклоны, или женщине проталкиваться сквозь группу мужчин. Возможно, что это так, но думается, что существует и другая причина. Божественная Литургия совершается не влюблёнными парами или группами друзей, а Церковью – Телом Христовым. Поэтому, влюблённая пара, супружеская чета, брат и сестра разделяются – женщины становятся слева, а мужчины справа, чтобы соборно и без отвлечений совершать службу Богу.
«Востаните! Господи, благослови…»
В Православной Церкви принято стоять во время богослужения. В какой-то мере это связано с чувством глубокого благоговения перед храмом Божиим, богослужением и совершающимися Таинствами. В православном сознании перед Богом стоят и кланяются, а не сидят. С другой стороны, само православное богослужение – это не время для отдыха и медитации, а время для работы – соработничества Богу в деле нашего спасения. Внешним символом нашей готовности к этой работе является именно стояние на ногах, а не сидение.
Однако, если человеку трудно стоять из-за болезни или преклонного возраста, то он может во время службы сидеть. Для таких людей в храмах обычно имеется несколько скамей и стульев. Но даже больной человек, если для него это возможно, должен постараться встать во время анафоры и тогда, когда открыты царские врата. Не нужно вставать во время проповеди; и даже вполне здоровые люди могут слушать проповедь сидя.
«…они любят бродить, не удерживают ног своих…» (Иеремия 14:10)
Конечно, не стоит говорить о том, что неприлично во время службы бесцельно ходить по храму. Но что делать, если вы опоздали на службу, но вам всё же хочется подойти к той или иной иконе, поставить свечи и т.п.? Нужно помнить два правила: не ходить по храму и не ставить свечи при открытых царских вратах (главные врата на иконостасе) и во время евхаристического канона или анафоры. Анафора—это то время, когда совершается преложения евхаристических хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Начинается анафора после пения Символа веры («Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…») и оканчивается с пением «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Поэтому, от «Верую…» до окончания «Достойно есть…» по храму ходить не разрешается. Также, грубо и в высшей мере невоспитанно ходить по храму и ставить свечи в то время, когда читается Евангелие или произносится проповедь, и все христиане должны слушать.
Если священник или епископ во время богослужения находится на середине храма (как, например, во время литии – освящения хлеба, пшеницы, вина и елея – на всенощном бдении), то непозволительно переходить с одной стороны храма на другую перед служащим, то есть, между ним и алтарём. Если вам совершенно необходимо попасть на противоположную сторону храма, то нужно пройти за спиной служащаго, то есть, со стороны притвора.
Не должно стоять в храме спиной к алтарю. Впрочем, это вовсе не означает, что выходить из храма нужно пятясь задом. Просто нужно помнить, что алтарь – это святая святых храма и относиться к нему нужно с должным почтением.
«Приидите чада послушайте мене, страху Господню научу вас…» (Пс. 33:11)
В Православной Церкви нет особой детской службы, подростковой службы, взрослой службы и т.д. – есть Божия служба, к которой призваны все. Дети непременно должны быть на службе с самого раннего возраста, то есть, с самого рождения. Но, как и во всех других вещах, родители должны постепенно приучить малыша к пребыванию в храме и научить его правилам поведения. Конечно, нельзя ожидать от трехлетнего ребёнка двухчасового стояния по стойке «смирно», но нельзя и позволять ему бегать по храму, кричать, хватать всё, что можно схватить, и т.п. Нужно ласково, но твёрдо направлять энергию малыша в правильное русло, а иногда просто учить его котролировать очень уж бурные всплески этой энергии. Не нужно думать, что шалость естественна для малышей, и поэтому их не надо останавливать. – Дефекация в штанишки тоже естественна для малышей, но всё же мы учим их этого не делать. Родители должны учить детей правилам поведения в церкви с самого раннего возраста и не смущаться, если этот процесс займёт некоторое время.
Те же, кто пришли в храм без детей, должны не гневно озираться на «мешающих сосредоточиться» малышей, а радоваться, что в Церкви Божией есть дети, и молиться за них и за себя.
Мамы и бабушки! Воздержитесь от угугукания и улюлюкания, даже если ваша малышка очень мила! Это не только создаёт шум в храме, но и вызывает нормальную ответную реакцию ребёнка, который тоже начинает угугукать и улюлюкать. Единстенная разница состоит в том, что мамы и бабушки шумят намного больше, чем сам малыш, особенно когда они начинают в полный голос увещевать его: «Тихо, тихо, тихо. Тихо, тихо, тихо».
Давая детям антидор и просфоры, необходимо строго следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Крошить антидором или просфорой совершенно непозволительно. Часто самый лучший способ избежать крошек, это самим взрослым осторожно отламывать кусочки просфоры и класть их прямо в рот ребёнку.
«Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите…»
О причащении написано много, но стоит напомнить некоторые моменты. В Русской Церкви к Причастию допускаются православные христиане, которые были на исповеди и получили благословение причаститься. В нашем храме исповедь бывает после вечернего богослужения и до начала Литургии. В самое время служения Литургии в нашем храме исповеди не бывает. Если вы пришли на исповедь, потрудитесь сообщить об этом священнику. Находясь в алтаре, священник не имеет никакой возможности знать, что кто-то ждёт исповеди. Попросите дьякона или прислужника сказать священнику о том, что вы ждёте. В самом крайнем случае, можно лёгким стуком в северную дверь привлечь внимание священника, если он находится в алтаре.
Женщины в период месячных, а также и мужчины, когда с ними случилось естественное ночное истечение, не должны подходить к Причастию. Кроме того, семейным людям перед причащением необходимо воздержаться от интимных отношений. Впрочем, эти правила относятся не столько к этикету, сколько к церковным канонам. Если у вас возникают вопросы, непременно поговорите со священником.
Ко святым иконам нужно прикладываться до, но не после Причастия. После причастия нужно сразу идти к столику с запивкой, съесть кусочек просфоры и запить водой смешанной с вином для того, чтобы ни одна малая часть Причастия не осталась во рту.
Подходя к Причастию, нужно скрестить на груди руки и не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть рукой Чашу.
Родители, которые подносят к Чаше малолетних детей, должны посадить их на свою правую руку, а левой придерживать руки младенца. Если у вашего малыша насморк или он слюнявый, непременно насухо вытрите его нос и рот перед тем, как поднесёте его к Чаше.
Подходить к Чаше нужно чинно, то есть по чину. Сначала причащаются священно-церковнослужители, затем монашествующие, если таковые присутствуют, затем мужчины, женщины и дети. Сложившаяся во многих приходах практика пропускать вперёд детей, хотя сама по себе и неосудительна, но не отражает сущности богослужения, частью которого и является причащение. Пропускать детей вперёд нужно в зоопарке или при покупке мороженого, но в храме действуют несколько иные принципы очерёдности.
«С миром изыдем…»
По окончании богослужения нужно с благоговением выйти из храма и только потом делиться со своими знакомыми последними новостями. Хотя богослужение и закончилось, но храм остался храмом, и мы должны об этом помнить. А вот на улице или в приходской трапезной можно вволю наговориться (конечно, если только это не монастырская трапезная).
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам…» (Мф. 6:33)
Несмотря на всю важность некоторых правил церковного этикета, нужно помнить, что смысл христианской жизни состоит не в соблюдении правил, а в теснейшем единении с Богом. Правила же имеют вспомогательное, утилитарное значение. Смысл пилы и молотка, например, состоит не в том, чтобы ими обладать и их лелеять, а в том здании, которое с их помощью можно построить. Поэтому в заключение стоит напомнить о ещё одном правиле: если вы заметили, что кто-то по незнанию нарушил одно из правил церковного этикета, не нужно брать в руки кнут и изгонять такого человека из храма, особенно, если вы – пожилой человек, а тот, кого вы намерились изгнать, намного моложе вас. Научитесь сначала исцелять и воскрешать, а только потом изгонять. Играть роль церковного надзирателя или полицейского совершенно непозволительно: поучение, назидание и исправление ошибок прихожан – это дело епископа или священника, которому епископ поручает данный приход.
Священник Сергий Свешников (https://osergii.wordpress.com/2009/12/10/о-церковном-этикете/ )
Почему не принято сидеть при богослужениях?
Редко, или почти никогда, восточные христиане не сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
Архиепископ Викентий: — В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.
Правила поведения в храме
Перед началом службы
Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают трижды крестное знамение и поясной поклон. По дороге в храм не нужно отвлекаться мирскими разговорами со спутниками, а читать молитву: «Иду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему, с благоговением к Тебе». При незнании ее следует повторять молитву мытаря: «Боже, милостив будь ко мне, грешному».
Возле храма категорически запрещено курить и ругаться, приходить с домашними животными.
Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном. У дверей храма следует остановиться и совершить три поясных поклона с молитвами:
«Боже, милостив будь ко мне, грешному».
«Создавший меня, Господи, помилуй меня».
«Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради
Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.»
Но можно прочесть «Отче наш». Если не знаете эту молитву, можно просто перекреститься и сказать: «Господи, помилуй».
При входе на паперть надо снова перекреститься. Именно здесь оставьте все мысли о посторонних темах и сосредоточьтесь на духовных вещах.
Но в тоже время не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.
Прежде, чем войти в храм, выключите мобильный телефон, чтобы не нарушать духовную атмосферу храма звуками звонков. Тем более, недопустимо в церкви говорить по телефону.
Когда идете в храм Божий, еще дома приготовьте деньги на свечи, просфоры и церковные сборы. Неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как Богослужению так и молящимся.
На нашей грешной земле Святой Храм есть единственное место, где мы можем укрываться от бурь и непогод жизни, от житейской нравственной грязи. Храм есть подобие неба на земле. В храме с нами «невидимо силы небесные служат». Помните и знайте Святой Храм есть дом Божий, в котором Сам Бог невидимо пребывает, а посему и поведение наше в храме должно соответствовать его святости и величию. В Святой Храм необходимо входить со смирением и кротостью, чтобы и из Храма выйти оправданным, как смиренный Евангельский мытарь.
Когда входите в Храм и видите Святые Иконы, думайте о том, что Сам Господь и все Святые смотрят на тебя, поэтому будьте в это время особенно благоговейны и имейте страх Божий. Здесь подразумевается не сам страх, а глубочайшее уважение и любовь к Господу.
Придя в храм, необходимо приложиться к главной праздничной иконе, которая находится напротив Царских врат перед солеёй. Для этого нужно трижды перекреститься, а затем поцеловать уголок иконы или краешек одежды изображенного образа, вновь перекреститься и тихонько отойти, не мешая остальным. Также совершаются поясные поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). Все это необходимо сделать заранее, чтобы вовремя службы не мешать молящимся хождением.
Перед началом богослужения также можно поставить несколько свечей за здравие или за упокой. Неважно, какой рукой вы будете это делать, нужно лишь делать это с искренней молитвой за того, за кого вы ставите эту свечку. Свеча – это жертва Богу, и она сгорает без остатка только ради Него.
Не положено проходить между Царскими вратами и аналоем, если же вы проходите перед аналоем, совершите малый поклон, осеняя себя крестным знамением. Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Выбирая место для молитвы в храме, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие этот храм и стоящие обычно на одном и том же месте, начинают считать это место «своим». В случае если вы случайно встали на «чьё-то» место и вас попросили его освободить, не перечьте и тихо отойдите на другое место, – не нарушайте своего молитвенного настроения спором.
Всем, кто опоздал к началу службы, следует войти без шума, не мешать другим прихожанам, занять свободное место, ближайшее к выходу, постаравшись при этом не загородить проход.
В церкви не положено держаться за руки. Категорически запрещено смеяться, жевать, держать руки в карманах и громко разговаривать. Нельзя фотографировать и пользоваться мобильниками. Их лучше выключить перед входом в храм.
В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.
Приходя в храм с детьми, нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо. Если маленький ребенок расплачется в храме, мать должна сразу вывести его. Никогда не нужно позволять детям есть что-либо в храме, кроме благословенного хлеба и просфор (при этом нужно следить за тем, чтобы ребенок не терял крошки этих святынь).
В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.
Во время богослужения
Приходя в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочки, которые стоят в притворе или внутри храма. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.
В храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу, во время ектений – на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.
Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Перед Причастием нельзя ничего есть и пить, начиная с двенадцати часов ночи. Исключение делается для тех, кому необходимо что-нибудь съесть или попить по предписанию врача.
Перед Святым Причащением необходимо помириться с ближними, первому попросить прощенья за грехи вольные и невольные.
К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет. Подходите к Святому Причащению смиренно и благоговейно, по очереди, не толкаясь, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причаститесь Святых Тайн. Не крестясь, чтобы случайно не толкнуть, поцелуйте чашу, и молча отойдите к столику с запивкой. Причастники выслушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении в храме или прочитывают их дома по молитвослову. По окончании Литургии подойдите приложиться к Кресту, который дает для целования верующим священник. Выходя из Храма, благоговейно перекреститесь.
Не пропускай воскресные и праздничные службы в храме. Приучайте детей ходить в Храм, учите их молиться и вести себя в храме благоговейно.
Церковные записки
Православные христиане подают во время Божественной литургии – главного христианского богослужения – записки о здравии живых своих родственников и, отдельно, о упокоении умерших. Записки подают перед началом службы, обычно там же, где покупают свечи.
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
Пишите четким, понятным почерком, лучше – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
Озаглавьте ее – «о здравии» или «о упокоении».
Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артёма, а Артемия; не Юрия, а Георгия; не Светланы а Фотиньи).
Именами, такими как Евгений, Александр, могут быть названы как мужчины, так и женщины, поэтому нужно рядом с именем указать пол поминаемого человека.
Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет – отроком (отроковицей).
Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению, святого и праведного Иоанна Кронштадтского), молиться уже не нужно, т.к. Церковь причисляя их к лику святых подразумевает, что они уже находятся в Царствии Небесном.
О здравии поминают имеющих христианские имена, даже не крещённых, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:
На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
На обедню – так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;
На ектению – поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.
Крестное знамение
Креститься полагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два (символ двух природ, Божественной и человеческой Иисуса Христа) – сложив и прижав к ладони. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба (для освящения ума), затем чрева живота (для освящения чувств), правого и левого плеч (для освящения телесных сил) и поклонитесь. Почему? Мы изобразили на себе крест, теперь мы ему поклоняемся.
Когда в церкви народ осеняют крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все накладывают на себя крестное знамение, преклоняя голову.
Только преклонять голову, не крестясь, нужно, когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием или трикирием), или когда священник благословляет рукой, освящая нас силой благодати Божией, а также когда кадят ладаном к предстоящим.
Лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе!» – все осеняют себя крестным знамением и восклицают: «Воистину воскресе!».
Мы должны осенять себя крестным знамением и поклоняться пред святыней (крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Тайнами) или при произнесении пасхального приветствия.
Во время Богослужения креститься принято при славословиях святой Троице и Иисусу Христу, во время ектений – на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из Храма.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, ведь при этом мы взываем к Господней Любви и благодати, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, грех этот называется кощунством.
Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» – значит: истинно, правда, да будет так.
Другие церковные правила
Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в Храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.
Хорошо, если в Храме есть место, где вы привыкли стоять. Проходите к нему тихо и скромно, без суеты, а встав сотворите три поклона. Если же такого места пока нет, не смущайтесь. Не мешая другим, постарайтесь встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это не возможно, встаньте на свободное место и внимательно совершайте внутреннюю молитву.
Если все же опаздываете, будьте осторожны, чтобы не помешать молитве других. Входя в Храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.
Древний церковный обычай устанавливает, что если идет служба, мужчины становятся на правой стороне, женщины – на левой, освобождая центральный проход.
Когда священнослужитель совершает каждение Храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову.
В Храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не только присутствующий. Нужно, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми.
Кроме того, и по сей день во многих храмах можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины пропускают вперед мужчин во время елеопомазания, причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту. А детей или родителей с детьми пропускают точно во всех храмах.
Если приходите с детьми, следите, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти, скажите, чтобы, перекрестились и тихо вышли, или сами выведите их.
Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведите или вынесите его.
До конца Богослужения никогда, без крайней надобности, не уходите из Храма, ибо это грех перед Богом.
Никогда не позволяйте ребенку есть в Храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб. Родители иногда дают целую просфору даже совсем маленьким детям, которые крошат ее по всему полу. Люди ходят по этим крошкам и невольно топчут священный хлеб. Не лучше ли родителям самим давать своим детям по кусочку просфоры и следить за тем, чтобы они не крошили. Иногда дети приходят в церковь с жевательной резинкой во рту. Это совершенно недопустимо.
В алтарь можно заходить только священнослужителю и тому лицу мужского пола, которое он благословляет.
В церкви категорически запрещено переходить с одной стороны церкви на другую перед читающими чтецами или священниками.
В каждой церкви существует сбор пожертвований. Участвовать в этом можно по желанию. Жертвовать можно не только деньги, но и продукты, посуду, ткань, свечи, и т.п. Это также может быть плата за проведение обрядов – венчания, крещения, отпевания, поминовения.
Когда вы в Храме, не осуждайте и не осмеивайте невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме; полезнее и лучше вникать в собственные свои ошибки и недостатки и усердно просить Господа о прощении своих грехов.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие. После участия в храмовом богослужении старайтесь сохранить благоговейное состояние и дома: будьте учтивы с родителями, ласковы с детьми. Свободное время посвятите делам милосердия или чтению духовной литературы. Особенно это относится к тем, кто причастился Святых Христовых Тайн. Эти правила благочестивого поведения в храме несложны для тех, кто каждое воскресение и в праздники участвует в церковном богослужении.
И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся – креститесь вместе с ними, кланяются – кланяйтесь тоже. Каждый поклон или крестное знамение совершается в ответ на какие-нибудь слова или действия священнослужителей. И уж поверьте мне, большинство присутствующих в храме не знают, почему они крестятся и кланяются именно в этот момент, а не в другой. Но за каждым действием стоит глубокая традиция, которая складывалась веками. И не стоит нарушать их, стремясь показать свою либеральность или независимость от правил. Ведь мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.
Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.
Ваше правильное поведение в православном храме – это не только показатель вашей воспитанности, но и демонстрация того, что вы уважаете православные традиции и обряды. При этом соблюдайте тишину, ведите себя скромно, не мешайте верующим и другим посетителям. Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем, это избавит вас от неловкости, а окружающих – от неудобств.
Как вести себя с нищими
Православными канонами предусмотрена подача милостыни нищим, сидящим на входе у церкви.
Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), – писал святой Августин, – не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.
Но в тоже время, если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д.
Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае – проявить милосердие.
Именно по отношению к нам, которые могут увидеть в просящем собрате Самого Христа, относятся слова Спасителя, произнесённые им на Своем Страшном Суде: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство … алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили меня; в темнице был и вы пришли ко Мне … истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
|